Гу́тенберг Иоганн - [между 1394-1399 (или в 1406) - 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию - первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати.
* * *
ГУТЕНБЕРГ Иоганн - ГУ́ТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (Генсфляйш) (между 1394 и 1399, Майнц - 3 февраля 1468, там же), немецкий изобретатель книгопечатания в Европе. Напечатал т. н. 42-строчную Библию - первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром раннего книгопечатания.
Годы изгнания
Происходил из рода майнцских патрициев (см. ПАТРИЦИИ). После смерти отца в 1419, вследствие борьбы патрициев с цехами Майнца за право управления городом и победой последних, был изгнан из города (первое документальное свидетельство об изгнании относится к 1430). Поселился в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов (в 1436 Гутенберг обвинялся в нарушении брачного обязательства, нанесении оскорбления страсбургскому сапожнику и пр.). Важнейшее значение для истории открытия книгопечатания имеют материалы процесса 1439 с братьями Дрицен. Из них следует, что Гутенберг был «золотых дел мастером», владел латынью, уже в 1436 изобрел нечто «относящееся к печатанию». В 1438 с тремя пайщиками он создал компанию по производству «зеркал»; предположительно, речь в документах шла собственно не о зеркалах, а о книгах «Зерцало спасения человеческого» (Speculum humanae salvationis). Гутенберг приступил к обучению компаньонов «искусству», смысл которого держался в тайне. Судя по свидетельским показаниям, оно было связано с книгопечатанием. Материалы процесса 1439, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и пр., позволили в 19 в. точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом [долгое время честь этого открытия оспаривалась голландцем Лауренсом Костером (ок. 1405-84)]. Работы Гутенберга требовали вложения значительных капиталов, сохранилось свидетельство его займа в 1442 у страсбургского монастыря св. Фомы, который он так и не смог вернуть. Последние упоминания о Гутенберге в Страсбурге относятся к 1444.
Майнцский период
В 1448 Гутенберг вновь появляется в Майнце, одалживает деньги для продолжения своих работ. В 1450-53 берет в долг 1600 гульденов у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста (ок. 1400-66) для оборудования типографии. В 1455 Фуст потребовал возвращения денег с процентами, начался процесс, в результате которого типография перешла к Фусту [причина этого отчасти в том, что на сторону Фуста встал ученик Гутенберга Петер Шеффер (см. ШЕФФЕР Петер) (до 1430 - 1502 или 1503), женившийся на дочери Фуста и после его смерти ставший владельцем типографии]. После процесса 1455 у Гутенберга осталась часть типографских материалов, в 1459-61 он, вероятно, работал в Бамберге, поддерживаемый местным епископом. В Майнце в 1459 на средства архиепископа Дитера фон Изенбурга, сторонника реформистских идей, Гутенберг устраивает типографию архиепископского дома. В развернувшейся между Изенбургом и Адольфом фон Нассау (сторонником папы) борьбе за обладание архиепископством (нач. 1460-х гг.) Майнц принял сторону Изенбурга; Гутенберг напечатал его воззвание к мятежу. Но победил Нассау, который добившись присяги Гутенберга (1465), освободил его от налогов и зачислил в свою свиту.
Вклад в книгопечатание
Гутенберг изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав (гарт (см. ГАРТ)), печатный пресс.
Самые ранние известные отпечатки Гутенберга «Фрагмент о Страшном Суде» (отрывок из «Сивиллиной книги») (ок. 1440) и 24 издания латинской грамматики Элия Доната (сохранились только в отрывках). Шрифт первых изданий Гутенберга, получивший название «донато-календарного», - копия рукописного готического шрифта (текстуры), использовавшегося при переписке богослужебных книг, - видоизменялся и совершенствовался в изданиях 1455-57. Мелкий шрифт этой же группы был впервые применен Гутенбергом в индульгенциях (см. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ). Он использовался как выделительный в изданиях «донато-календарной» группы. Апофеозом книгопечатного искусства Гутенберга стала 42-строчная Библия в 2-х томах (1452-56), издание которой было начато на средства Фуста. Для Библии был отлит новый шрифт (более узкий), в котором сохранялись аббревиатуры и лигатуры (см. ЛИГАТУРА), характерные для рукописных книг. Декор книги (инициалы, орнаменты) воспроизводились от руки. Всего было отпечатано 35 экземпляров на пергаменте и 165 на бумаге.
Предположительно, одновременно с Библией Гутенберг участвовал в подготовке «Майнцской Псалтыри» (1457, завершена Шеффером), в которой впервые была применена многоцветная печать и печатный декор. Ок. 1459-61 в Бамберге Гутенбергом отпечатана 36-строчная Библия, набранная последним вариантом «донато-календарного» шрифта. В Майнцской архиепископской типографии им был издан «Католикон» И. Бальба (1460) - словарь с изложением латинской грамматики.
Многие издания Гутенберга приписывались Фусту-Шефферу, Альбрехту Пфистеру (ок. 1410-1466), что обусловлено отсутствием полных биографических данных о первопечатнике и выходных сведений в его книгах (впервые введены Фустом-Шеффером в «Майнцской Псалтыри»).